top of page
  • Фото автораVitaly Kindienkov

Тренды роботизации в складской логистике


"Рынок складских роботов в России находится в зачаточном состоянии" - статья с таким названием на днях вышла в журнале ИА «РЖД-Партнер» (доступна по ссылке), где управляющий партнер нашей компании Виталий Киндиенков отвечал на интересующие бизнес вопросы.


С более развернутыми ответами вы можете ознакомиться ниже:


1. Насколько современная складская логистика сегодня роботизирована?

Рынок складской роботизации в мире начал свое развитие только 10 лет назад, когда Amazonстали внедрять роботы Kiva для Goods To Person комплектации на своих складах. Ранее уже были различные прототипы складских роботов, но мы будем считать, что первым существенным толчком для формирования рынка складских роботов было создание компании Amazon Robotics путем приобретения компании Kiva Systems. При этом существенный прирост на рынке складских роботов наблюдается только последние 2 года. Во много это связано с пандемией коронавируса, когда возросла потребность в высокой скорости доставки товаров при нехватке персонала на складах. По уровню роботизации Азия обгоняет Америку и Европу во многом за счет Китая, потом идет Америка, далее Европа. При этом полной автоматизацией процессов с помощью роботов в мире может похвастаться только китайская компания JD.com. К сожалению, на данный момент нет официальных данных по складской роботизации, которые бы позволили более точно оценить положение России в мире. Но относительно показателя количества роботов на 100 000 человек на производстве, Россия в 20 раз отстает от общемирового тренда. Таким образом рынок складских роботов в России находится в зачаточном состоянии и только начинает развиваться. На сегодняшний день мы имеем единичные примеры локальной роботизации в России.

2. Наблюдается ли в настоящее время развитие и рост индустрии логистических роботов? Каковы перспективы развития робототехники в логистике в нынешних условиях?

В данный момент наблюдается рост индустрии логистических роботов, средний прирост по разным оценкам составляет от 10 до 20% в год. В Китае можно наблюдать уже десятки решений, в России также появляются компании, которые ведут разработки в данной области (роботы для перемещения продукции, выгрузки, хранения, комплектации, дроны для инвентаризации и пр.). Конкуренция нарастает, что значит ценна со временем будет более доступной, а решения более эффективными. По нашим оценкам массовая роботизация складов начнется в ближайшие 2-3 года, но о полной роботизации говорить пока рано, так как ее эффект будет рентабелен только на больших объемах.

3. Насколько инновационная и роботизированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

Каждый случай уникальный и зависит от глубины роботизации и текущего положения дел компании. На данный момент в Европе роботизация более привлекательна в части сокращения операционных расходов, в силу более высокого фонда оплаты труда. Но не стоит забывать, что помимо ФОТ, роботизация снижает случаи травм и как следствие страховые выплаты, роботы не воруют, работают 24/7, не ошибаются, нет рисков нехватки людей, можно экономить на электричестве и отоплении. Окупаемость зависит от площади склада и количества роботов. Эффект от логистических роботов может быть только в массовом применении, пилот из 2х роботов Вам не покажет эффект. Эффект масштаба сильно влияет на расходы, нужен рой роботов, чтобы увидеть результат. По разным оценкам средняя окупаемость роботов 3-5 лет.

4. Растет ли уровень безопасности и производительности труда благодаря эксплуатации роботов в логистике?

Конечно да. Когда участие человека на складе сведено к минимуму, а роботы обладают специальными датчиками для объезда препятствий и экстренной остановки, и перевозимый груз на них надежно закреплен, тогда риск получения травмы будет практически отсутствовать. Если мы используем роботов для комплектации по модели GoodsTo Person, когда человеку не надо ходить по аллеи и самостоятельно искать товар, тогда можно рассчитывать на рост производительности в 2-3 раза. В случае процесса инвентаризации использование дронов может показать исключительную производительность в 1-2 секунды на паллет, такие системы конечно еще не идеальны и работают над тем, чтобы визуально определять содержимое паллеты, но специалисты работают над этим. Для перемещения продукции роботам не нужен перерыв, либо свет, а точность их движений максимальна.

5. Насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

Инвестиции в роботизацию оправданы, когда мы говорим о стабильно высокой пропускной способности складской системы и высоком уровне сервиса. Если компании требуется гарантированный уровень сервиса в складской системе, то бизнес-кейс окупится. Это следствие того, что основным драйвером для окупаемости является не дешевая рабочая сила, а более дорогие потери от продаж.

6. Какие именно инновационные и роботизированные транспортные средства и другие устройства и технологии Вы используете на складах для транспортировки/перемещения товаров?

Для перемещения товаров в рамках заданной зоны, где не подразумевается появление человека в процессе перемещения, подойдут AGV роботы. Если нам нужны роботы ассистенты, которые могут взаимодействовать с людьми в процессе перемещения, то лучше подойдут AMR роботы. Если необходимо отправлять товары из одной зоны склада в другую, то здесь можно рассмотреть применение конвейерных систем.

7. Насколько в целом в стране с невысокой заработной платой на складах актуальна дорогая роботизация?

Актуальна для компаний, которым требуется обеспечение стабильно высокого уровня сервиса. Человеческий фактор при росте фокусной компании всегда будет ограничивать развитие, проблема как в доступности ресурсов в рамках определенной территории, так и постоянной необходимости их обучения в условиях постоянной ротации. Так же не стоит забывать, что помимо ФОТ, роботизация снижает случаи травм и как следствие страховые выплаты, роботы не воруют, работают 24/7, не ошибаются, нет рисков нехватки людей, можно экономить на электричестве и отоплении. Роботизация актуальна на больших складах и при условии применения роя роботов.

8. По какой причине, на Ваш взгляд, крупные интернет-магазины и фулфилменты принципиально не роботизируются?

Во-первых, многие уже осуществили инвестиции в механизацию на базе конвейерных систем. Во-вторых, руководство ментально не готовы быть первыми. Нужен локальный пример, кто станет пионером, внедрит и продемонстрирует эффективность. Как мы уже выяснили пилот из 2х, 3х роботов не покажет эффективность, здесь необходима полная перестройка процессов и внедрение роя роботов, а это достаточно серьезные инвестиции. Также возможно при просчете финансовой модели берутся во внимание не все факторы, в которые входит не только фонд оплаты труда.



bottom of page